Собор Святого Вита в Праге

Один из главных символов Праги. В 926 г. это была  романская ротонда. В 1096 г. – трехнефная базилика. И только с 1344 г. – готический кафедральный собор, основанный Карлом IV. Строители собора – Матье из Арраса, Петр Парлерж, Пакасси, Мокер. Строительство закончено в 1929 г.


П

о сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства — от готики до неоготики, от рококо и ренессанса — до барокко. Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.  


Западная сторона


Если идти со второго внутреннего двора к третьему, то первое, что вы заметите, будет внушительная западная часть собора св. Вита. Там расположен также главный вход в собор. Эта часть собора — самая новая, она была построена в конце 19-ого и в начале 20-ого столетия (см. историю собора святого Вита). Западную часть собора можно охарактеризовать так: две высокие башни и ротонда. Создатель этой ротонды — Frantisek Kysela, был вдохновлен старыми готическими окнами известных соборов Парижа. Обратите внимание на четыре фигуры внизу окна, по две с каждой стороны. Они представляют важных людей, в самой новой реконструкции собора.

Южная сторона


Когда вы продолжите свой путь к III внутреннему двору, проходя мимо двора Old Provosty вы, возможно, заметите, что часть собора (колокольня) относящаяся к эпохе Возрождения, а также элементы в стиле барокко и готики, уходят еще во времена известного архитектора Петра Парлера и двух его сыновей. Доминирующий  элемент южной части — это колокольня, в которой находится Зикмунд  — самый большой колокол во всей Чехии.

Золотая Дверь

Справа от башни расположен бывший главный вход в собор под названием «Золотая Дверь». Большая мозаика над входом была сделана на Богемской стеклянной фабрике с помощью итальянских художников. На ней изображен «Страшный Суд». Иисус окружен ангелами и становящимися на колени чешскими святыми — Св.Прокопом, Св. Зикмундом и Св. Витом слева и Св. Вацлавом, Св. Людмилой и Св. Войцехом справа. Мозаика занимает площадь около 82 квадратных метров.

Легенды о связанные с собором Святого Вита в Праге


Легенда гласит, что строительство храма Карл поручил молодому зодчему. Тот удивил короля своим грандиозным проектом, в котором использовал очень оригинальные и очень смелые решения. Опытные архитекторы, строительных дел мастера были в растерянности от такого размаха, они были уверены, что соборов с подобными сводами ещё никто не строил.

Но молодой архитектор был полон сил и новых идей – его высочество король доверил ему руководство строительством самого главного храма Праги.

Работа спорилась. Стены собора росли, как на дрожжах. Осталось перекрыть верх. Но своды – это самое сложное. Архитектор почти воочию видел, как в собор, украшенный позолотой, витражами и скульптурами, уже входит король со своей свитой, как дивятся они великолепию храма, залитого солнцем, как восхищаются грациозным восьмиконечным куполом. За королем следует народ и тоже воздает хвалу величественному храму. Восторженные крики народной толпы уже звенели в ушах архитектора. Слава с распростёртыми объятиями поджидала его.

Но мечты мечтами, а работа не ждёт. Строители уже подобрались к сводам, которые связывают стены собора. Они должны были образовывать глубокий купол.

Однако зависть, не однажды в истории приносившая беды и разрушения, и тут начала просачиваться сквозь разговоры вокруг строительства. Поговаривали, что своды не выдержат веса, что лишь только снимут леса, здание рухнет, что слава высоко занесла архитектора, как бы ему не упасть с высоты. Кто откровенно посмеивался, кто осторожно предостерегал.

Как ни старался пропускать мимо ушей молодой зодчий злые слова на свой счёт, но не смог оставаться спокойным. Сомнение закралось в его сердце и стало подтачивать веру в свои силы. Начали сдавать нервы, стали мучить ночные кошмары. Молодой человек потерял покой и сон. Считал и пересчитывал конструкцию: нет ли ошибок. И снова проверял расчёты.

Однажды в лунную ночь архитектор шагал по комнате, мучаясь бессонницей. Сомнения теребили его разум, заполонили сердце. Он не заметил, как ноги сами принесли его в храм. Стояла тишина. Город спал. Народ ожидал окончания строительства. Архитектор не мог допустить, чтобы храм рухнул. Тогда бесславье пало бы на его голову.

В тот момент, в полночь, стоя посреди недостроенного собора, зодчий поклялся, что закончит строительство, какую бы цену не пришлось заплатить за него, пусть даже пришлось бы призвать на помощь дьявола. И всё свершилось, как хотел зодчий.

Когда строительство было завершено и нужно было снимать леса, мастеровые боялись убирать доски, опасаясь, что стены обрушатся. Тогда архитектор сам ринулся в храм, чтобы убрать деревянные конструкции, но его удержали. В отчаянии он воскликнул: «Я сожгу их!» И поджёг.

Из окон собора стал валить черный дым. Толпа кинулась в стороны. Люди боялись – вот-вот начнут рушиться стены. Все следили за развитием событий. Про архитектора забыли. А он стоял в одиночестве, с ужасом наблюдая, как горит творенье его рук и разума. «Это гнев божий», – подумал зодчий, не выдержал и бросился бежать, куда глаза глядят.

Когда дым рассеялся, народ стал несмело приближаться к храму. Собор стоял, как ни в чём не бывало. Он был необыкновенно красив. Любопытство толкало толпу внутрь здания. Там, у подножья величественных колонн лежали ещё дымящиеся остатки деревянных конструкций – доски, брёвна. Но когда люди поднимали головы, от неожиданности перехватывало дыхание – так стремительно и так высоко вознесли колонны величественные своды храма. Лучи их расходились подобно звёздам.

Сквозь окна под высокие своды купола храма проникал золотистый свет, словно сияние ангелов, и, медленно рассеиваясь, снисходил на прихожан. В этом волшебном свечении проявилось чудо, оно было очевидным.

Свершилось! Собор стоял во всем своём сиянии. Когда народ пришёл в себя, вспомнили о строителе, послали за ним, но было поздно. Его нашли мёртвым в его доме. Талант молодого архитектора дал жизнь собору в обмен на его собственную жизнь.

Но мечта смелого зодчего сбылась – проект был завершён. Кто бы ни входил в храм, не мог удержаться от восхищения. Взор посетителя скользил по аркам сводов, витражам, и не хотел спускаться вниз, словно невидимые крылья держали его под куполом в золотистом сиянии.

Вот и вся легенда.

 

 

Обсудить у себя 1
Комментарии (1)

сказка))) завораживает))

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: